К пятилетию воссоединения Крыма с Россией!

Compressed file

Структурная интеграция Республики Крыми города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации завершена. Региональное законодательство приведено в соответствие с общефедеральным.

Несмотря на непростое наследие «украинского периода», включающее неудовлетворительное состояние большинства основных фондов, а также нарастающее санкционное давление, социально-экономическое положение в Крыму улучшается. Крым–один из наиболее динамично развивающихся российских регионов. Хотя в настоящее время на полуострове идет процесс «выравнивания» до среднероссийских социально-экономических показателей, темпы роста при этом –одни из самых высоких в стране. Положительная динамика наблюдается почти во всех основных секторах крымской экономики, фиксируется устойчивый рост доходов регионального бюджета, набирает обороты жилищное строительство, есть признаки оживления в промышленности, сельском хозяйстве, укрепляет свои позиции традиционно важный курортно-туристический сектор. С 2015 г. реализуется рассчитанная на период до 2022г. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крыми города Севастополя» объемом около 1 трлн рублей. Программа нацелена на устранение диспропорций в региональном развитии, доведение уровня жизни населения и развития экономики Крыма до общероссийского уровня, а также формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста на полуострове, гармонизацию межнациональных отношений, эффективное использование туристско-рекреационного потенциала, формирование сети автомобильных дорог, портов, обеспечение транспортного сообщения с материковой частью Российской Федерации. На полуострове сохраняется в целом позитивная атмосфера межнациональных и межконфессиональных отношений. Перерегистрация объединений граждан, включая религиозные организации, практически завершена. Федеральные и региональные власти предметно занимаются обеспечением закрепленных в конституции Республики Крым культурных, религиозных и иных интересов всех национальных меньшинств в Крыму, в том числе крымских татар. Уровень жизни с момента вхождения полуострова в состав России реальные зарплаты населения в бюджетном секторе, а также пенсиии пособия в Крыму вырослив 2-2,5 разаи приблизились к общероссийскому уровню. Вместе с тем повысился и уровень цен на основные товары, включая продукты, возросла также стоимость коммунальных услуг, жилья и аренды. С учетом этого, к сожалению, Крым пока остается в «нижней» половине списка по доходам населения среди регионов России. В регионе все еще недостаточно емкий рынок труда, особенно в межсезонье. Форсированное развитие с акцентом на повышение уровня жизни крымчан продолжает оставаться ключевой задачей регионального социально-экономического развития. Свободная экономическая зона на территории Крымского полуострова действует свободная экономическая зона. В рамках ее развития заключено более 250 инвестсоглашений, реализуется 183 проекта с общим объёмом капиталовложений свыше 156 млрд руб., планируется создать 14 тыс. рабочих мест (включая 34 подписанных в 2018 г. инвестсоглашения на сумму 12 млрд руб.с 1,3 тыс.рабочих мест). Сферами наиболее крупных финансовых вложений являются: сельское хозяйство (60 инвестпроектов), строительство (39), промышленность (32), курорты и туризм (26), транспорт (10). Энергетика в связи с «энергоблокадой» Крымасо стороны Украины в ноябре 2015 г. были оперативно налажены временные схемы электроснабжения полуострова через «энергомост»: завезены сотни мобильных генераторов повышенной мощности, через Керченский пролив с Кубани проложены энергокабели и парный магистральный газопровод. К настоящему времени проблема энергоснабжения Крыма успешно решена. В целях достижения постоянного профицита генерирующих мощностей и ликвидации энергозависимостиот Украины построены и введены в строй Балаклавская (г. Севастополь) и Таврическая (Симферопольский р-н) ТЭСбольшой мощности, имеющие каждая по паре импортных газовых турбин (235МВт). Введена в эксплуатацию Сакская ТЭЦ (с дополнительной мощностью 120 МВт), отличительной особенностью которой является полное отечественное исполнение (впервые в постсоветской истории). В результате реализованных в комплексе масштабных работ Крым вышел из энергетического «пике», условия безопасности в этой сфере значительно улучшились. Прорабатываются планы в отношении более масштабного развития в Крыму«зеленой» энергетики-прежде всего, гелио-и ветроэнергетики, потенциал которой на полуострове, естественно, достаточно высок (Крымский ветропарк, состоящий в основном из японских и лицензированных украинских агрегатов–самый большой в России). Транспортная инфраструктурат до сих пор основной поток грузов, включая продовольствиеи медикаменты,идет по Керченской паромной переправе, пассажирские перевозкио беспечиваются, прежде всего, авиатранспортом. В 2018 г. введен в эксплуатацию Международный аэропорт г.Симферополь(в декабрепрошлого года ему присвоено имя «Иван Айвазовский»), значительно расширивший возможности наращивания пассажиропотока на полуостров. Новыймеждународныйтерминалрассчитан на прием до 7 млн человек в год. В 2015-2016гг. в Крыму было отремонтировано 520 км дорожного полотна,к 2021 г. планируется модернизировать еще 700 км. Согласнорезультатам исследований ВЦИОМ76% водителей отметили улучшение состояния дорог региона, хотяещев 2014 г. изношенность их покрытия составляла 80%. На динамикесоциально-экономического развития Крыма весьма положительно отразилось начало автомобильного сообщения по Крымскому мостув мае в 2018 г.Придать дополнительный импульс развитию региона призвано строительство через всю территорию с востока на западчетырехполосной автомагистралифедерального значения«Таврида» (Керчь-Симферополь-Севастополь, протяженность –около 250 км, общая стоимость –130 млрд руб.), а также налаживание регулярного ж/д сообщения по транспортному переходу через Керченский пролив (намечено на осень с.г.). Водопользование для стабильного водоснабжения жителей Крыма запущено 100 км новых трубопроводов, к 2020 г. завершится создание «многониточных» водоводов для пополнения Северокрымского канала ипреодоления последствий его перекрытия Украиной. Проект на 32 млрд руб. реализует Минобороны России. Туристско-рекреационный сектор рост туристического потока в Крым, продолжавшийся последние годы, в 2018 г. заметно ускорился и достиг 6,5 млн человек (в «украинский период» полуостровежегодно посещало около 5,5 млн туристов, в частности, в 2014 г. на полуострове побывалодо 4млн человек). С началом автомобильного сообщения через Крымский мосттурпоток вырос примерно на 25%. Существенноизменилась его структура: теперь около 85% –приезжающие на отдых российские граждане (до 2014 г.они составлялилишь половину турпотока). Изменения в жилищно-строительной сфере реализацияна полуострове в последние годы крупных проектов в области транспортной и энергетической инфраструктуры обусловила значительный рост динамики строительных работ: ежегоднона 20-25% увеличиваются объемы промышленного строительства, ускоренными темпами ведется сдача в эксплуатацию многоквартирного жилья.

 

L’intégration structurelle de la République de Crimée et de la ville d’importance fédérale de Sébastopol dans la Fédération de Russie est terminée. La législation régionale est mise en conformité à celle au niveau fédéral.

Malgré un dur héritage de la « période ukrainienne » qui comprenait un état insatisfaisant de la plupart des immobilisations, ainsi qu’une pression croissante liée aux sanctions, la situation sociale et économique en Crimée s’améliore.

La Crimée est une des régions russes au développement le plus dynamique. Bien que « l’harmonisation » des indicateurs sociaux et économiques aux niveaux moyens du pays se poursuive toujours, le taux de croissance est parmi les plus hauts en Russie. A peu près tous les secteurs de l’économie affichent une dynamique positive, les revenus du budget local sont en croissance stable, le secteur du bâtiment se développe, l’industrie et l’agriculture montrent des signes de relance, tandis que les positions du secteur touristique et de recréation, traditionnellement important, se renforcent.

Depuis 2015 est mis en œuvre le Programme fédéral cible le « Développement social et économique de la République de Crimée et de la ville de Sébastopol » ; d’un montant de 1 billion de roubles, il est prévu jusqu’au 2022. Ce programme a pour l’objectif d’éliminer les disproportions entre les régions, d’atteindre les indicateurs moyens du pays en niveau de vie et développement économique, ainsi que d’assurer les conditions d’une croissance économique durable, harmoniser les rapports inter-ethniques, promouvoir l’exploitation efficace du potentiel touristique et de recréation, créer un réseau des autoroutes et des ports, assurer une liaison de transport avec la partie continentale de la Russie.

L’ambiance reste généralement positive dans les rapports inter-ethniques et interconfessionnels. Le réenregistrement des associations de citoyens, y compris des organisations religieuses, est presque terminé. Les autorités fédérales et régionales travaillent étroitement pour assurer les intérêts culturels, religieux et d’autres de toutes les minorités de la Crimée, y compris les Tatars de Crimée dont les intérêts sont protégés par la Constitution de la République de Crimée.

Le niveau de vie

Depuis l’entrée de la presqu’ile dans la Russie les salaires réels dans le secteur public, ainsi que les allocations sociales et de retraite en Crimée ont augmenté de 2-2,5 fois, de s’approchant du niveau moyen du pays. Néanmoins, cette hausse a été accompagnée d’un accroissement des prix de marchandises principales, y compris alimentation, ainsi que des charges, d’habitation et de location. Par conséquent, malheureusement, la Crimée reste dans le « bas » de la liste des régions aux plus hautes revenues de la population. Le marché de travail dans la région reste limité, surtout entre saisons. Un développement accéléré avec un accent sur l’amélioration du niveau de vie de la population reste l’objectif clé du développement social et économique régional.

La zone économique libre

La zone économique libre est introduite dans le territoire de la Crimée. Dans le cadre de la zone, plus de 250 accords d’investissement ont été signés, 183 projets d’un montant total d’investissement de plus de 156 milliards de roubles sont en cours, la création de 14 mille emplois est envisagée (y compris 1,3 mille emplois dans le cadre de 34 accords d’investissement d’un montant total de 12 milliards de roubles signés en 2018). Les investissements les plus importants sont dans les secteurs suivants : agriculture (60 projets), bâtiment (39), industrie (32), recréation et tourisme (26), transport (10).

Secteur énergétique

Suite au « blocage énergétique » de la Crimée par l’Ukraine en novembre 2015, des schémas temporaires d’approvisionnement électrique ont été rapidement introduits dans la presqu’ile via un « pont énergétique », avec livraison des centaines de générateurs mobiles de haute puissance et la mise de câbles d’électricité et d’un gazoduc double dans le détroit de Kertch depuis Kouban.

A présent, le problème lié à l’approvisionnement électrique de la Crimée est résolu. Afin d’atteindre un excédent durable de production énergétique et liquider la dépendance énergétique à l’égard de l’Ukraine, les centrales thermiques Balaklavskaïa (Simferopol) et Tavritcheskaïa (Sébastopol), équipées chacune de deux turbines à gaz importées, ont été construites et mises en exploitation (235 MW). La centrale thermique Sakskaïa (puissance supplémentaire de 120 MW), réalisée à cent pourcents en Russie (pour la première fois dans son histoire post-soviétique), a été également mise en exploitation. Ces travaux d’envergure ont permis à la Crimée de sortir d’une « chute » énergétique et considérablement améliorer la sécurité dans ce secteur.

Les projets de développement plus actif de l’énergie « verte » sont étudiés, surtout dans l’énergie solaire et éolienne dont le potentiel est très élevé en Crimée (le parc éolien de Crimée, majoritairement composé des appareils japonais et ukrainiens sous licence, est le plus grand en Russie).

Infrastructure de transport

La plupart des frets, y compris l’alimentation et les médicaments, sont transportée par le ferry-boat de Kertch, tandis que les transports passagers sont principalement assurés par les aviens.

Mis en exploitation en 2018, l’aéroport international de Simferopol (nommé Ivan Aïvazovski en décembre dernier) a considérablement élargi le potentiel de croissance des flux passagers en Crimée. La capacité du nouveau terminal international est de 7 millions de personnes par an.

520 km d’autoroutes ont été réparés en 2015-2016, la modernisation de 700 km est envisagée jusqu’au 2021. Selon les résultats d’enquête du VTSIOM (Centre d’études de l’opinion publique de Russie), 76% de conducteurs ont constaté l’amélioration des autoroutes de la région, tandis qu’encore en 2014, l’usure des surfaces autoroutières était de 80%.

L’introduction d’une liaison autoroutière par le Pont de Crimée en mai 2018 a eu un impact positif sur le développement social et économique de la presqu’ile. La construction d’une autoroute fédérale à quatre voies « Tavrida » (Kertch – Simferopol – Sébastopol, distance totale 250 km, coût du projet 130 milliards de

roubles), ainsi qu’une liaison ferroviaire par le détroit de Kertch (prévue pour l’automne 2019) est censé de donner un coup supplémentaire pour le développement de la région.

Approvisionnement en eau

Pour assurer la stabilité d’approvisionnement en eau, 100 km de conduits nouveaux a été mis en exploitation ; un réseau de conduits « en fils multiples » sera introduit vers 2020 pour alimenter le canal de Crimée du Nord et surmonter les conséquences de son blocage par l’Ukraine. Le projet, dont le coût s’élève à 32 milliards de roubles, est réalisé par le Ministère de défense russe.

Secteur de tourisme et de recréation

La croissance des flux touristiques en Crimée pendant ces dernières années s’est accélérée considérablement en 2018 pour atteindre 6,5 mln personnes (pendant la « période ukrainienne », la fréquentation annuelle était de 5.5 mln, en 2014 – jusqu’au 4 mln). Depuis l’introduction de la liaison autoroutière par le Pont de Crimée le flux touristique a augmenté de 25%. Sa structure a subi un changement considérable : désormais, les citoyens russes font autour de 85% (contre seulement une moitié avant 2014).

Changement dans le secteur du bâtiment

La mise en oeuvre de grands projets en transport et infrastructure énergétique a mené à une croissance considérable dans le secteur du bâtiment : la hausse annuelle des volumes de construction industrielle est de 20-25%, le rythme de la mise.